РЕВОЛЮЦИЯ БОГОУГОДНА И ДУШЕСПАСИТЕЛЬНА? Позавчера Патриарх Московский и всея Руси в своей воскресной проповеди призвал богатых россиян помогать нуждающимся и своей стране: "Каждый состоятельный человек должен помнить, что он будет оправдан перед Богом только тогда, когда от его имени будет оказываться помощь другим людям... Богатство дается для того, чтобы, в первую очередь, делать добрые дела. Мы знаем эти примеры из нашей истории, когда очень богатые русские купцы так много делали добра, что иногда и о себе забывали, и на их добре созидалась экономическая мощь России". В памяти тут же начали всплывать лубочные образы «России, которую мы потеряли», где купцы и прочие богатые благотворители буквально падали от усталости, бескорыстно помогая всем нуждающимся «во славу Божию». Помните это нескончаемое добро, на котором «созидалась экономическая мощь» нашего Отечества до революции? И мы не помним. Зато помним, что в Евангелии говорится по поводу накопления богатства в частных руках. И, кажется, отношение к обогащению у Иисуса Христа было куда более радикальным, чем у патриарха Кирилла: «Не собирайте себе сокровищ на земле». (Мф. 6:19). «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19:24) Погодите! Но в таком случае, не была ли Великая Октябрьская социалистическая революция промыслительной и богоугодной? Мы, конечно, не богословы, однако подобные мысли и вопросы приходят в голову. Разве для тысяч богачей, чьи «честно нажитые» непосильным пролетарским трудом банки, фабрики, заводы, прииски и прочая собственность были экспроприированы большевиками, не открылся после революции прекрасный путь к спасению души? Разве после того, как в нашей стране все средства производства перешли в общественную собственность, постепенно не отпала всякая необходимость в унижающей человеческое достоинство благотворительности? Безработица, бездомность и крайняя нищета были побеждены. Нуждавшиеся (инвалиды, сироты, многодетные семьи) получали необходимую социальную помощь. И стоять на паперти с протянутой рукой никому не надо было. Чего в этом было нехристианского? Тут можно услышать возражения: дескать, гонения на веру были при коммунистах. Но позвольте, разве в Священном Писании эти гонения не были обещаны всем верующим? Более того, в разных богословских источниках можно прочитать, что сии испытания и трудности полезны для христианской души и настоящую веру они как раз не ослабляют, а укрепляют. Так что и здесь, разве не стоит всем истинно верующим поблагодарить Октябрьскую революцию за подобный роскошный духовный подарок? А в наши дни, не вредит ли духовности РПЦ финансовая поддержка капиталистического государства, корпораций и богатеев, которые часть прибавочной стоимости, созданной тяжким трудом российских рабочих, направляют на содержание церкви вместо того, чтобы улучшать земную жизнь рядовых тружеников? Может, церковникам стоило бы презреть это богатство и начать жить по заветам Христа? Как христианский аскетизм соотносится с просачивающимися в медийное пространство фактами роскошной жизни церковных иерархов? Разве нравственно с христианской точки зрения носить дорогие часики, передвигаться на авто класса люкс, кататься на яхтах за несколько миллионов долларов и летать на реактивном бизнес-джете в стране, где десятки миллионов граждан живут за чертой бедности, а подавляющее большинство – от зарплаты до зарплаты? Сколько раз уже богатых просили «стать ответственными», «помочь нуждающимся» и «сделать хоть что-нибудь для страны»? Подействовало? Храмы в последние три десятилетия появляются в России словно грибы после дождя, а разрыв, точнее пропасть между бедными и богатыми, лишь увеличивается. Может, первая пролетарская революция была не проклятьем, а чудом Божиим, о повторении которого православным стоит денно и нощно молиться?